Мир • 17 Октября, 2017

Кыргызско–казахское братство - это ценность вечная

36763 разпоказано

Осмонакун ИБРАИМОВ,

профессор, член-корреспондент НАН Кыргызской Республики,

экс-Государственный секретарь КР, Чрезвычайный и Полномочный Посол

 

Президентские выборы в Кыргызстане – это почти всегда громкие скандалы, стычки, пикеты, а то и государственные перевороты, пафосно именуемые революциями. Не стали исключением и нынешние, еще до начала голосования сопровождаемые различными взбросами так называемого «черного пиара» в социальные сети, на экраны телевизоров. Но встреча одного из кандидатов в президенты О.Бабанова с Нурсултаном Назарбаевым в Астане буквально подлила огонь в масло, и без того нервозная предвыборная обстановка сразу накалилась добела. Ну, а реакция нашего главы государства А.Атамбаева на эту встречу получилась, с моей точки зрения, не в меру острой, и все закончилось тем, что мы в эти дни наблюдаем на границах, в местах прохода грузов, людей, туристов и т.д. Страдает народ.

Мне лично грустно наблюдать, как по ту и по эту сторону границы всякие бездельники и любители покопаться в мифах и россказнях прошлого с удвоенной скоростью и поспешностью выносят на свет не то действительно непреходящее и нетленное, что было и есть в нашей многовековой совместной истории, а тот сор, тот мизерный кыргызско-казахский «внутрисемейный» негатив, который пришелся по вкусу этим людям. К сожалению, тут ничего не поделаешь: кого-то тянет к очевидной клевете, к забытым отголоскам темной старины, а другого - к тому, что во веки вечные нас объединяло, сближало, двигало в едином, неразрывном русле исторического процесса. Считаю, что слушать этих людей, втягиваться в этот глупый спор о том, кто хуже, а кто лучше, кто старше, а кто младше, значит не уважать себя. Да, признаемся, что этот наш домашний, семейный спор время от времени вспыхивает, но он почти всегда был занятием для охотников собирания именно россказней, анекдотов, различной мифологии, далекой от истинной науки, но не для настоящих знатоков нашей совместной истории. На самом же деле нас объединяют не столько общая география и общий язык, за которыми дышат буквально тысячелетия, но и наш общий генетический код, наш естественный, судьбой предопределенный казахско-кыргызский союз, этот эквилибриум, это глубокое этно-культурное взаимопроникновение и слияние.

Чингиз Торекулович Айтматов, с которым мне довелось тесно общаться в течение многих лет, не один, а много раз говорил, как великий Мухтар Омарханович Ауэзов всегда приходил в негодование, когда кто-то начинает произвольно обращаться с какими-либо фактами настоящего или событиями прошлого с целью доказать, кто лучше, а кто не очень. При нем вообще запрещено было говорить какие бы то ни было анекдоты или очередные творения «народных витиев» на казахско-кыргызские темы.

Между тем, история помнит так много удивительных, поистине восхитительных страниц нашего братства (слово дружба для нас не подходит, потому что дружба – это одно, но братство все-таки другое), написанных в течение многих и многих веков. Правильно сказал А.Атамбаев, что мы, казахи и кыргызы, исторически были одним народом. Да, наши историки-любители и этнографы от фонаря могут доказывать и писать что угодно, но идти против того или не признавать то, что очевидно, невозможно: мы -- народы, говорящие почти на одинаковом языке и имеющие почти идентичные культуры. Англичане любят говорить, что американцы и британцы – это один тот же народ, говорящий на одном и том же языке, но всего лишь разделенный большой Атлантикой. А кыргызы и казахи – это народы с почти идентичной культурой и очень схожим языком, но разделенные границами после распада СССР. Это заметил и озвучил даже известный российский политик, по образованию тюрколог, В. Жириновский.

Кстати, что нас объединяет или что является фундаментом или реальными скрепами казахско-кыргызского братства? Если откровенно, я лично даже боюсь начинать этот разговор, потому что он так же широк и бесконечен, как бесконечные казахские степи или как наш эпос «Манас». Об этом написаны целые книги, защищены бесчисленные диссертации, сложены песни, созданы легенды. Кыргызский народ ничего так крепко не связывает и ничего так глубоко не затрагивает самые сокровенные струны его души, как это с братьями-казахами. Главное, мы связаны общей судьбой. И общей борьбой. Надеюсь, читатели меня поймут, что я имею в виду под борьбой.

Да, нам, кыргызам и казахам, еще предстоит бороться за себя очень многое: за наши государства, за нашу национальную идентичность, за наш суверенитет. Это не пафос, это – жесткая реальность.

Кичиться тем, кто богаче или благополучнее, а кто нет, или кто побольше территорией, численностью населения, а кто нет, это не наша тема. Каждый из нас богат тем, что дал нам господь Бог. Просить больше и дать побольше не приходится. Но жизнь подтверждает вечную истину – не в деньгах и не в размерах пенсий и пособий счастье. Счастье – в мире и спокойствии. Счастье в том, что недалеко от Бишкека есть такой замечательный современный мегаполис, как Алматы, куда мы заскочим, когда душе угодно и даже не подумаем обзавестись переводчиком. Счастье в том, что любой казах погостит на Иссык-Куле, когда ему надо и когда его потянет туда зов общих предков.

Есть и такой вопрос: это счастье следует беречь, как зеницу ока, и защищать. От чего? Отвечу: защищать от сглаза, от персон с различными комплексами, психическими отклонениями, душевными аффектами, от тех за пределами наших стран, кому такое братство не по душе. Да, это такая работа, причем, достаточно серьезная, и я бы назвал ее санитарной, очень необходимой для нашего очищения от разных видов душевной и умственной скверны. Эту работу неустанно вели наши мудрые деды и прадеды, и ее должны вести и мы, новые поколения казахов и кыргызов.

Заключая, еще раз хочу сказать: кыргызско-казахское братство – понятие не политическое, чем охотно оперируют те же политики, а этнокультурное, генетическое, историческое, пространственно-временное, во веки вечное.

Это – ценность, причем ценность непреходящая.

Нужно это помнить всем, особенно политикам, тем, кому порой угораздит попутешествовать в этом огромном этнокультурном и географическом пространстве. Дело все в том, что это пространство такое широкое, местами мраком истории покрытое, еще не полностью разгаданное, поэтому не мудрено заблудиться и вовсе потерять верный исторический, человеческий ориентир. А это нам, казахам и кыргызам, не нужно ни в коем случае.

Баннер
Последние новости

В Арыси восстановлено 6952 дома

Регионы • 14 Августа, 2019

Назначен посол Казахстана в Беларуси

Назначение • 12 Августа, 2019

Похожие новости