23 Февраля, 2018

«Всплеск» коммерческого кино

86158 разпоказано

 

Количество снятых в прошлом году художественных фильмов достигло тридцати шести. Надо сказать, небывалый показатель в истории казахского кино за последние четверть века. Из этих тридцати шести лишь картины «Оралман» (режиссер С.Курманбеков) и «Казахское ханство. Алмазный меч» (режиссер Р.Абдрашев) созданы на киностудии «Казахфильм», остальные тридцать четыре – детища частных студий. То есть сегодняшнее кинопространство в стране в основном заполнено продукцией частных студий. Стоит ли нам радоваться столь резкому росту числа фильмов по сравнению с предыдущими годами, или же правильнее будет придавать значение не количеству, а качеству?

 

Художественные фильмы минувшего года могут войти в историю казахского кино последних десяти лет не только внушительным количеством, но и тем, что большинство их относятся к коммерческому кино. Впрочем, в данном случае «большинство» - это еще мягко сказано. Ведь 90-95 процентов из этих 36 картин являются коммерческими проектами. Среди них – и такие весьма успешные в финансовом плане фильмы, как «Бизнес по-казахски», «Брат или брак», «Келинка тоже человек». Пожалуй, здесь уместен вопрос: а с какой именно позиции - кассовых сборов или художественной ценности - важнее рассматривать фильм? Разумеется, трудно ожидать, что ориентированное на деньги творение будет иметь отношение к истинному искусству. И тем не менее…

Даже с учетом общеизвестного факта о том, что основная цель коммерческого кино – зарабатывание денег, появление в данном направлении множества фильмов создает впечатление того, что казахское кино сегодня скорее становится обычным бизнесом, нежели искусством. Но самое интересное в том, что, оказывается, для съемок фильма не нужны кинематографическое образование и опыт. Во всяком случае, так можно подумать, глядя на большинство коммерческих фильмов прошлого года. В сложившейся ситуации логично успокаивать себя тем, что искусство может быть доступным каждому или же казаться таковым. Хотя, как говорится, выбор есть всегда. Впрочем, при всей массовости явления в этом потоке очень трудно выявить «избранное».

Конечно, по сравнению с соседней узбекской страной у нас «всплеск» коммерческого кино начался гораздо позднее. Плюсом этого «всплеска» можно считать то, что зритель все же посмотрит свое кино. Кроме того, выигрышным моментом является финансирование отечественных, а не иностранных фильмов. Со временем же количество может перейти в качество (мы, безусловно, надеемся на это).

Ну, а пока, как известно, коммерческие фильмы ограничиваются такими темами, как «любовь тоже бывает слепа», «во всем виноваты мужчины», «последняя невеста», «пять причин не влюбиться в казахского джигита», «бизнес по-казахски», «потомки богачей тоже могут быть милосердными» и т.д.

Между тем коммерческие картины также могут поднимать острые и актуальные социальные проблемы. Яркое подтверждение тому – коммерческое кино Америки 1970-х годов. Именно в то время широкую известность в масштабах мирового кино получили такие режиссеры, как Скорсезе, Коппола, Спилберг, Лукас. Созданные ими фильмы, несмотря на коммерческую направленность, вошли в историю кино благодаря тому, что сумели передать дух того времени, обнажить характерные социальные проблемы общества. И это тоже пробуждает надежду: как знать, может быть, «всплеск» казахского коммерческого кино в конце концов приведет к появлению собственных скорсезе, копполы, спилберга, лукаса.

В этой связи вспоминается, что коммерческое направление было доминирующим в кино Франции конца 30-х годов, Англии конца 50-х – начала 60-х годов, Италии 70-80-х годов прошлого века. Но, в отличие от нашего кино, данная тенденция европейского кино дала миру множество популярных героев и фильмов. К примеру, английское коммерческое кино конца 1950-х – начала 1960-х годов прославилось знаменитым персонажем Джеймсом Бондом. Далеко за пределами своей страны стали известны и имена таких персонажей, как Пуаро и мисс Марпл из фильмов, экранизированных по произведениям Агаты Кристи. Их роли стали поистине звездными для многих актеров кино.

Будет замечательно, если со временем и наше отечественное коммерческое кино перейдет на более высокий уровень в плане качества, выведет на большую орбиту сильных режиссеров и достойных артистов, а также добротные фильмы. Сейчас же, к сожалению, мы оказываемся замкнуты в ограниченном кругу «известных персонажей», таких, как «келинка Сабина», «бизнесмены по-казахски» и прочих из созвучных фильмов.

Баннер
Последние новости

В Арыси восстановлено 6952 дома

Регионы • 14 Августа, 2019

Похожие новости