Парламент • 19 Марта, 2018

В Мажилиса озвучили проблемы цифровизации в сфере образования

6058 разпоказано

 

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Гульмиры Исимбаевой состоялся «правительственный час» на тему «Цифровизация в сфере образования», сообщает пресс-служба Мажилиса.

 

Открывая заседание, заместитель Председателя Мажилиса отметила, что в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» процесс цифровизации общества определен как важнейший механизм формирования конкурентоспособности национальной экономики. В прошлом году Главой Государства была инициирована и принята программа «Цифровой Казахстан», одним из главных направлений которой является система образования.

С докладом по теме Правительственного часа выступил перед депутатами министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

Выступившая с содокладом председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнара Иксанова отметила, в частности, что процессы происходят несистемно, целостно не охватывают основные образовательные направления и пока не соответствуют стратегическим целям и задачам экономики. Из республиканского бюджета в 2018 г. на обеспечение контентом, широкополосный интернет, техническое обеспечение информационных систем выделено более 15,7 млрд. тенге. Парламентарий отметила, что актуальны проблемы с техническим оснащением. Хотя на 1 компьютер приходится 11 учащихся, и эта цифра считается приемлемой, компьютерный парк школ устарел почти на 28%. Плюс еще 22,3% компьютеров необходимы для дооснащения кабинетов информатики и предметных кабинетов.

О проблемах обеспечения организаций образования интернетом сказал министр. К широкополосному интернету подключено 62% школ, но 88 школ вообще не подключены к интернету. Между тем, основной функционал ИС и использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе практически бесполезны без высокоскоростного интернета.

Председатель Комитета Мажилиса подчеркивает, что к тому же и освоение средств на подключение к интернету, не достаточно эффективно. В 2017 году на закуп услуг по подключению школ к сети в рамках трансфертов общего характера из республиканского бюджета в МИО было выделено 3,6 млрд. тенге. По итогам года 700 млн. тенге не было освоено. Выборочные проверки качества подключения школ к сети Интернет показали несоответствие заявленной и реально оказываемой ширины канала подключения. В текущем году на эти цели выделено более 3 млрд. тенге. Вследствие этого необходимо проведение аудита по всем регионам на предмет реального исполнения договоров.

По информации министерства функционирует 82 информационные системы. Из них 12 баз данных используются под задачи отдельных подведомственных организаций. 29 ИС используются для внутренних функций. Только 5 ИС собственно представляют образовательные ресурсы. Такое многообразие, с одной стороны, объяснимо – технологии развиваются разными путями. Но привело ли к оптимизации административных и содержательных процессов внедрение такого количества ИС, неизвестно, так как анализ их эффективности не проводился. Нет и систематизации по предметному функционалу. Без этого очень трудно определить предпочтительные программы для включения в единую систему. Необходимо проведение анализа существующих статистических форм отчетности, модификации функционала, объединение функционала отдельных ИС на общих платформах. Интеграция ИС МОН с ИС других государственных органов необходима. И работы здесь более чем достаточно. Поэтому возникает вопрос реальности сроков, намеченных МОН по реализации проекта цифровизации.

Как заявила депутат, один из важнейших вопросов, требующих системного решения - это автоматизация государственных услуг. В сфере образования и науки оказываются 73 госуслуги, из которых в электронном виде 25 услуг. Из них только 13 предоставляют рабочий функционал, остальные 12 не работают. Цифровизация госуслуг сократит сроки оказания услуг, снизит коррупционные риски, обеспечит прозрачность решений, повысит доступность к образовательным услугам. Задача ЦОРов - реализация интерактивного, интеллектуального обучения. Доля интерактивности, предусматриваемая ЦОРами - не более 40%, а доля интеллектуальных ЦОРов сведена к 10%. В период с 2013 по 2017 гг. в общем количестве выпускников колледжей и высших учебных заведений только 8,5% составили - IT специальности. Бесспорно, увеличивать выпуск специалистов надо. Но в каком количестве и по каким программам?

Парламентарий обратила внимание на то, что проведенный в 2017 г. анализ рейтинга образовательных программ НПП «Атамекен» показал следующее. Эксперты отметили, что в них имеются ненужные для изучения предметы, темы, отнимающие время у студентов, есть факты применения в обучении устаревших языков программирования.

Как считает глава профильного Комитета Мажилиса, для развития образования необходимо менять саму образовательную среду, не просто механически наращивая численность трудовых ресурсов. Направления подготовки специалистов требуют системной проработки с оценкой занятости (в том числе трудоустройства выпускников) и прогнозов потребности рынка труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе по востребованным технологиям и направлениям.

После ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев заседание подытожила вкратце вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева.

В целом по итогам заседания депутатами приняты соответствующие рекомендации.
 

Баннер
Последние новости

В Арыси восстановили 7073 дома

Регионы • 22 Августа, 2019

Похожие новости