«Всплеск» коммерческого кино

 

Количество снятых в прошлом году художественных фильмов достигло тридцати шести. Надо сказать, небывалый показатель в истории казахского кино за последние четверть века. Из этих тридцати шести лишь картины «Оралман» (режиссер С.Курманбеков) и «Казахское ханство. Алмазный меч» (режиссер Р.Абдрашев) созданы на киностудии «Казахфильм», остальные тридцать четыре – детища частных студий. То есть сегодняшнее кинопространство в стране в основном заполнено продукцией частных студий. Стоит ли нам радоваться столь резкому росту числа фильмов по сравнению с предыдущими годами, или же правильнее будет придавать значение не количеству, а качеству?

 

Егемен Қазақстан
23.02.2018 86118

Художественные фильмы минувшего года могут войти в историю казахского кино последних десяти лет не только внушительным количеством, но и тем, что большинство их относятся к коммерческому кино. Впрочем, в данном случае «большинство» - это еще мягко сказано. Ведь 90-95 процентов из этих 36 картин являются коммерческими проектами. Среди них – и такие весьма успешные в финансовом плане фильмы, как «Бизнес по-казахски», «Брат или брак», «Келинка тоже человек». Пожалуй, здесь уместен вопрос: а с какой именно позиции - кассовых сборов или художественной ценности - важнее рассматривать фильм? Разумеется, трудно ожидать, что ориентированное на деньги творение будет иметь отношение к истинному искусству. И тем не менее…

Даже с учетом общеизвестного факта о том, что основная цель коммерческого кино – зарабатывание денег, появление в данном направлении множества фильмов создает впечатление того, что казахское кино сегодня скорее становится обычным бизнесом, нежели искусством. Но самое интересное в том, что, оказывается, для съемок фильма не нужны кинематографическое образование и опыт. Во всяком случае, так можно подумать, глядя на большинство коммерческих фильмов прошлого года. В сложившейся ситуации логично успокаивать себя тем, что искусство может быть доступным каждому или же казаться таковым. Хотя, как говорится, выбор есть всегда. Впрочем, при всей массовости явления в этом потоке очень трудно выявить «избранное».

Конечно, по сравнению с соседней узбекской страной у нас «всплеск» коммерческого кино начался гораздо позднее. Плюсом этого «всплеска» можно считать то, что зритель все же посмотрит свое кино. Кроме того, выигрышным моментом является финансирование отечественных, а не иностранных фильмов. Со временем же количество может перейти в качество (мы, безусловно, надеемся на это).

Ну, а пока, как известно, коммерческие фильмы ограничиваются такими темами, как «любовь тоже бывает слепа», «во всем виноваты мужчины», «последняя невеста», «пять причин не влюбиться в казахского джигита», «бизнес по-казахски», «потомки богачей тоже могут быть милосердными» и т.д.

Между тем коммерческие картины также могут поднимать острые и актуальные социальные проблемы. Яркое подтверждение тому – коммерческое кино Америки 1970-х годов. Именно в то время широкую известность в масштабах мирового кино получили такие режиссеры, как Скорсезе, Коппола, Спилберг, Лукас. Созданные ими фильмы, несмотря на коммерческую направленность, вошли в историю кино благодаря тому, что сумели передать дух того времени, обнажить характерные социальные проблемы общества. И это тоже пробуждает надежду: как знать, может быть, «всплеск» казахского коммерческого кино в конце концов приведет к появлению собственных скорсезе, копполы, спилберга, лукаса.

В этой связи вспоминается, что коммерческое направление было доминирующим в кино Франции конца 30-х годов, Англии конца 50-х – начала 60-х годов, Италии 70-80-х годов прошлого века. Но, в отличие от нашего кино, данная тенденция европейского кино дала миру множество популярных героев и фильмов. К примеру, английское коммерческое кино конца 1950-х – начала 1960-х годов прославилось знаменитым персонажем Джеймсом Бондом. Далеко за пределами своей страны стали известны и имена таких персонажей, как Пуаро и мисс Марпл из фильмов, экранизированных по произведениям Агаты Кристи. Их роли стали поистине звездными для многих актеров кино.

Будет замечательно, если со временем и наше отечественное коммерческое кино перейдет на более высокий уровень в плане качества, выведет на большую орбиту сильных режиссеров и достойных артистов, а также добротные фильмы. Сейчас же, к сожалению, мы оказываемся замкнуты в ограниченном кругу «известных персонажей», таких, как «келинка Сабина», «бизнесмены по-казахски» и прочих из созвучных фильмов.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

25.03.2019

Асет Исекешев назначен Исполнительным директором Фонда Елбасы

25.03.2019

Назначены руководители структурных подразделений Канцелярии Елбасы

25.03.2019

Ж. Касымбек проверил готовность Западно-Казахстанской области к весенне-паводковому периоду

25.03.2019

Дархан Калетаев назначен первым заместителем Руководителя Администрации Президента

25.03.2019

К. Токаева поздравили со вступлением в должность Президента

25.03.2019

В адрес Нурсултана Назарбаева поступили письма и телеграммы

25.03.2019

В столице прошел благотворительный Astana Nauryz marathon

25.03.2019

Бахыт Султанов о переименовании столицы: Выберем максимально незатратный путь

24.03.2019

К. Токаев посетил матч между сборными Казахстана и России

24.03.2019

Мурат Нуртлеуов назначен помощником Президента Казахстана

24.03.2019

Марат Тажин назначен Государственным секретарем

24.03.2019

Бакытжан Сагинтаев назначен Руководителем Администрации Президента Казахстана

24.03.2019

Глава государства принял Ахметжана Есимова

24.03.2019

Глава государства принял председателя Верховного суда Жакипа Асанова

24.03.2019

Глава государства принял Алика Шпекбаева

24.03.2019

Один век от «Ұшқын» до «Егемен Қазақстан»

24.03.2019

Представители Вооруженных Сил Казахстана и Германии обсудили вопросы военного сотрудничества

24.03.2019

В Алматы Наурыз мейрамы отметили тысячи горожан и гостей

24.03.2019

Аскар Мамин прокомментировал переименование столицы

24.03.2019

Премьер-Министр ознакомился с социально-экономическим развитием Талдыкоргана

ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ
КОЛУМНИСТЫ

Жылкыбай ЖАГЫПАРУЛЫ, «Егемен Қазақстан»

Машиностроение – потенциальная опора экономики

  В индустриальных странах одним из важнейших показателей экономики является уровень развития машиностроительной промышленности. Независимый Казахстан, стремясь к достижению амбициозных целей, прилагает большие усилия для развития машиностроения в процессе диверсификации своей экономики.  

Саин Борбасов , доктор политических наук

Сотрудничество с Евросоюзом как источник развития

  Укрепление международного авторитета Казахстана неразрывно связано с улучшением взаимоотношений с государствами, объединившимися в Евросоюз (ЕС). На этот внешнеполитический вектор ориентирована программа «Путь в Европу», инициированная Главой государства.  

Корганбек АМАНЖОЛ, «Егемен Қазақстан»

Казахскую элиту уничтожали намеренно

  В истории человечества, наверное, нечасто выпадали столь великие и в то же время жесточайшие столетия, подобные двадцатому веку. Выдающийся ученый-демограф Макаш Татимов неоднократно заявлял о том, что в тот трагический период истории ни один народ не понес такие огромные потери, как казахи. Причем снизилось не только количество населения, но и его качество. Особенно трагичными для интеллекта нации, духовной элиты казахов оказались гонения и расправы 1937-38 годов.  

Думан АНАШ, «Егемен Қазақстан»

Отходы или богатство?

  Несколько лет назад довелось пообщаться с проживающим в японском городе Сендай известным казахским ученым Нурбосыном Жанпеисовым при посещении им Алматы. Как выяснилось, профессор университета Тохоку, специалист в области суперкомпьютеров приехал на родину после долгого отсутствия. Как раз накануне в стране Восходящего солнца случилось разрушительное землетрясение, следом с океана пришло цунами, произошла авария на атомной электростанции Фукусима. Несмотря на испытания, выпавшие на долю островного государства, японский народ стойко перенес трудности, дружно и вполне успешно принялся устранять последствия аварии. Наш собеседник увлеченно рассказывал обо всем этом, а также о других японских ценностях, а мы с интересом слушали его.  

Дархан ОМИРБЕК, «Егемен Қазақстан»

Проблема женитьбы требует нового подхода

  В Казахстане сокращается количество браков, зато растет число разводов, повышается средний возраст вступления в брак. Так, согласно данным информационной системы «Регистрационный пункт ЗАГС», в 2013 году было зарегистрировано 167 411 и расторгнуто 51 305 браков.  

КОММЕНТАРИИ(0)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ