Директор школы и учительское сообщество

Сегодня довольно часто можно услышать разговоры, даже споры о статусе учителя. Можно сказать, что отношение к труду учителя, его оценка вышли в разряд общенародного вопроса. Уровень знаний и компетентности, человеческие качества конкретных, отдельно взятых педагогов также неизменно находятся в поле зрения общественности. И возможностей для анализа и оценки работы учителя предостаточно. Тем более что с учетом требований времени появляются новые формы контроля за деятельностью педагога.

Егемен Қазақстан
09.08.2017 49782

Сейчас началось внедрение электронной системы контроля. Понятно, что все пожелания и требования, предъявляемые к труду учителя, в конечном счете продиктованы заботой об учащихся, их будущем. Ведь именно педагог является первым наставником подрастающего поколения на его пути к знаниям, продолжая свою важную миссию и в последующем. И внимательное отношение к нему, уважение общества – тоже традиционная школа воспитания, но уже для самого учителя.

Первый человек, которого видит молодой учитель, едва переступивший порог школы, - директор этого учебного заведения. В настоящее время статус директора школы значительно выше, чем в прежнее советское время. В соответствии с законом о местном самоуправлении он принимает учителя на работу в школу, подписывает трудовой договор. А это значит, что учитель находится в зависимости от директора.

Государственную образовательную политику в Казахстане осуществляют тысячи общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, относящихся к областным, городским и районным акиматам, не говоря уже об общеобразовательных учебных заведениях республиканского уровня. Однако при этом ничего не слышно о том, каким образом изучаются, анализируются методы руководства, организационные способности, уровень знаний и компетентность их директоров. Похоже, закрытой темой, неафишируемой для других, являются такие личностные качества директора школы, как его характер, принципы и установки, духовное богатство, цели и пожелания. Но как же в таком случае узнать, что представляет он из себя как руководитель? В своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" Глава государства отметил: «Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства». Эти слова обращены ко всем, и в первую очередь, к руководителям средних учебных заведений, которые призваны закладывать фундамент будущего нашей страны.

Нынешний директор школы – это, можно сказать, вчерашний учитель или заместитель директора школы. Хорошо, если он, продвинувшись по службе и придя на руководящую должность, проявит достойные этой трудной и ответственной работы знания и компетентность, духовное богатство, а самое главное, гуманность и человечность. А если нет? В конце минувшего 2016-2017 учебного года по телеканалам прошел сюжет о том, как тринадцать отчаявшихся учителей обвинили директора школы во взяточничестве. Этот неприглядный факт, подобно ложке дегтя в бочке меда, бросает тень на честь и достоинство директоров школ. Кто даст гарантию, что подобное не повторится в новом учебном году? Такие негативные факты влияют на жизнь всей школы, затрагивая даже родителей учащихся. А каким будет в этом случае качество учебно-воспитательной работы? Из этого вытекает резонный вопрос: имеется ли система отбора и выдвижения директоров школ, а если есть, то какая?

В этой связи, думается, было бы нелишним обратиться к опыту Федеративной Республики Германии по подготовке руководящих кадров в системе образования. В 1996 году в составе большой группы руководителей центров педагогической работы нашей республики мы в течение двух недель находились в Баварии. Поездка была организована в соответствии с планом обмена опытом между тесно сотрудничавшими академией усовершенствования знаний и переподготовки учителей города Диллинген земли Бавария и казахстанским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования. Я вошла в состав группы в качестве главного редактора республиканского научно-педагогического журнала «Қазақстан мектебі». Увиденное и запомнившееся в этой поездке мы предложили вниманию читателей в материале «Бавария сабақтары» в газете «Егемен Қазақстан» (13.11.1996 г.).

С работой академии нас ознакомил ее директор с 21-летним стажем господин Людвиг Херинг. Академия, история которой насчитывает 25 лет, установила прочные взаимоотношения со всеми странами Евросоюза, Китаем, из государств постсоветского пространства – с Латвией, Литвой и Эстонией. В своей первой лекции он обстоятельно рассказал о пяти направлениях работы академии. Нас особенно заинтересовало первое из них – организация курсов руководящих кадров в соответствии с заказом министерства образования Баварии по подготовке кандидатур на должность директоров школ. Очень важным является то, что на таких курсах достигнуто сочетание, баланс профессиональных творческих поисков с требованиями времени.

Пожалуй, есть о чем нам задуматься…

 

Сайраш АБИШКЫЗЫ,

Почетный работник образования Казахстана
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

23.02.2018

На территории городища Сарайшык создадут музей под открытым небом

23.02.2018

Делегация Казахстана выступила на экстренном заседании СБ ООН по ситуации в Сирии

23.02.2018

Гульшара Абдыкаликова приняла верительные грамоты послов

23.02.2018

Какие сферы казахстанско-французского сотрудничества будут расширяться

23.02.2018

Украинский тенор Олег Злакоман дебютирует в «Астана Опера»

23.02.2018

«Всплеск» коммерческого кино

23.02.2018

Южноказахстанцы отметили «Шабыт күні»

23.02.2018

Казахстанские парламентарии приняли участие в зимней сессии ПА ОБСЕ

23.02.2018

Перспективы казахстанско-итальянского сотрудничества по сельхозпереработке обсудили в Риме

23.02.2018

На 73 пешеходных переходах Астаны установят светофоры

22.02.2018

Казахстан поддержал решение Евросоюза обновить Стратегию по Центральной Азии

22.02.2018

Бакытжан Сагинтаев обсудил с экспертами вопросы развития регионов

22.02.2018

Аким Алматы отчитался о проделанной работе перед населением

22.02.2018

Сенаторы призвали изменить подходы к поддержке аграрной отрасли

22.02.2018

«Назарбаев интеллектуальные школы» поделятся опытом с педагогами Павлодарской области

22.02.2018

В 2017 году в столице создано более 19 тысяч рабочих мест

22.02.2018

Казахстан призвал ближневосточные стороны вернуться за стол переговоров

22.02.2018

Продукцию Ирана представит постоянный выставочно-торговый центр

21.02.2018

В Казахстане разработают комплексные программы развития большой и малой авиации

21.02.2018

В СКО земельные участки станут продавать на открытых аукционах

ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ
КОЛУМНИСТЫ

Назира РАХМАНКЫЗЫ, киновед

«Всплеск» коммерческого кино

  Количество снятых в прошлом году художественных фильмов достигло тридцати шести. Надо сказать, небывалый показатель в истории казахского кино за последние четверть века. Из этих тридцати шести лишь картины «Оралман» (режиссер С.Курманбеков) и «Казахское ханство. Алмазный меч» (режиссер Р.Абдрашев) созданы на киностудии «Казахфильм», остальные тридцать четыре – детища частных студий. То есть сегодняшнее кинопространство в стране в основном заполнено продукцией частных студий. Стоит ли нам радоваться столь резкому росту числа фильмов по сравнению с предыдущими годами, или же правильнее будет придавать значение не количеству, а качеству?  

Жылкыбай ЖАГЫПАРУЛЫ, «Егемен Қазақстан»

20 лет инновационного развития

Наша столица, готовящаяся отметить свое 20-летие, задала мощный импульс развитию экономики всего Казахстана.

Бакытгуль САЛЫХОВА , кандидат педагогических наук

Язык можно выучить в любом возрасте

Существующее в мире языковое многообразие является мощной мотивацией для изучения их человеком, причем этот интерес никогда не иссякнет. Разумеется, иногда один язык может казаться более значимым, популярным, легким и красивым, чем другие. Тем не менее, любопытство и интерес влекут людей даже к, казалось бы, малоизвестным языкам.

Дархан КЫДЫРАЛИ , «Егемен Қазақстан»

Летопись созидательных лет

Знаменитый Уинстон Черчилль сказал: «История будет добра ко мне, потому что я намерен ее писать».

Назира РАХМАНКЫЗЫ, киновед

Казахское кино и исторические документы

Недавно в Казахском национальном университете искусств состоялись историко-документальная выставка и заседание круглого стола на тему «Из истории казахского кинематографа», организованные университетом совместно с Архивом Президента Республики Казахстан. На выставке были представлены документы из архива, имеющие отношение к казахскому кино, а в ходе круглого стола его участники поделились своими мнениями об этих материалах.

КОММЕНТАРИИ(0)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ