Директор школы и учительское сообщество

Сегодня довольно часто можно услышать разговоры, даже споры о статусе учителя. Можно сказать, что отношение к труду учителя, его оценка вышли в разряд общенародного вопроса. Уровень знаний и компетентности, человеческие качества конкретных, отдельно взятых педагогов также неизменно находятся в поле зрения общественности. И возможностей для анализа и оценки работы учителя предостаточно. Тем более что с учетом требований времени появляются новые формы контроля за деятельностью педагога.

Егемен Қазақстан
09.08.2017 57744

Сейчас началось внедрение электронной системы контроля. Понятно, что все пожелания и требования, предъявляемые к труду учителя, в конечном счете продиктованы заботой об учащихся, их будущем. Ведь именно педагог является первым наставником подрастающего поколения на его пути к знаниям, продолжая свою важную миссию и в последующем. И внимательное отношение к нему, уважение общества – тоже традиционная школа воспитания, но уже для самого учителя.

Первый человек, которого видит молодой учитель, едва переступивший порог школы, - директор этого учебного заведения. В настоящее время статус директора школы значительно выше, чем в прежнее советское время. В соответствии с законом о местном самоуправлении он принимает учителя на работу в школу, подписывает трудовой договор. А это значит, что учитель находится в зависимости от директора.

Государственную образовательную политику в Казахстане осуществляют тысячи общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, относящихся к областным, городским и районным акиматам, не говоря уже об общеобразовательных учебных заведениях республиканского уровня. Однако при этом ничего не слышно о том, каким образом изучаются, анализируются методы руководства, организационные способности, уровень знаний и компетентность их директоров. Похоже, закрытой темой, неафишируемой для других, являются такие личностные качества директора школы, как его характер, принципы и установки, духовное богатство, цели и пожелания. Но как же в таком случае узнать, что представляет он из себя как руководитель? В своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" Глава государства отметил: «Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства». Эти слова обращены ко всем, и в первую очередь, к руководителям средних учебных заведений, которые призваны закладывать фундамент будущего нашей страны.

Нынешний директор школы – это, можно сказать, вчерашний учитель или заместитель директора школы. Хорошо, если он, продвинувшись по службе и придя на руководящую должность, проявит достойные этой трудной и ответственной работы знания и компетентность, духовное богатство, а самое главное, гуманность и человечность. А если нет? В конце минувшего 2016-2017 учебного года по телеканалам прошел сюжет о том, как тринадцать отчаявшихся учителей обвинили директора школы во взяточничестве. Этот неприглядный факт, подобно ложке дегтя в бочке меда, бросает тень на честь и достоинство директоров школ. Кто даст гарантию, что подобное не повторится в новом учебном году? Такие негативные факты влияют на жизнь всей школы, затрагивая даже родителей учащихся. А каким будет в этом случае качество учебно-воспитательной работы? Из этого вытекает резонный вопрос: имеется ли система отбора и выдвижения директоров школ, а если есть, то какая?

В этой связи, думается, было бы нелишним обратиться к опыту Федеративной Республики Германии по подготовке руководящих кадров в системе образования. В 1996 году в составе большой группы руководителей центров педагогической работы нашей республики мы в течение двух недель находились в Баварии. Поездка была организована в соответствии с планом обмена опытом между тесно сотрудничавшими академией усовершенствования знаний и переподготовки учителей города Диллинген земли Бавария и казахстанским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования. Я вошла в состав группы в качестве главного редактора республиканского научно-педагогического журнала «Қазақстан мектебі». Увиденное и запомнившееся в этой поездке мы предложили вниманию читателей в материале «Бавария сабақтары» в газете «Егемен Қазақстан» (13.11.1996 г.).

С работой академии нас ознакомил ее директор с 21-летним стажем господин Людвиг Херинг. Академия, история которой насчитывает 25 лет, установила прочные взаимоотношения со всеми странами Евросоюза, Китаем, из государств постсоветского пространства – с Латвией, Литвой и Эстонией. В своей первой лекции он обстоятельно рассказал о пяти направлениях работы академии. Нас особенно заинтересовало первое из них – организация курсов руководящих кадров в соответствии с заказом министерства образования Баварии по подготовке кандидатур на должность директоров школ. Очень важным является то, что на таких курсах достигнуто сочетание, баланс профессиональных творческих поисков с требованиями времени.

Пожалуй, есть о чем нам задуматься…

 

Сайраш АБИШКЫЗЫ,

Почетный работник образования Казахстана
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

19.05.2018

Нурсултан Назарбаев выразил соболезнования руководителю Кубы в связи с крушением самолета

18.05.2018

Нурсултан Назарбаев поздравил с 20-летием КазНУИ

18.05.2018

АЭФ-2018: Kazakh Invest подписал ряд соглашений с зарубежными компаниями

18.05.2018

День Астаны: какие праздничные мероприятия готовятся

18.05.2018

Владелец алматинского рынка «Тастак» инвестировал в его модернизацию 450 млн тенге

18.05.2018

В Сенате обсудили перспективы активизации строительства жилья

18.05.2018

Парк инновационных технологий Казахстана будет сотрудничать с французским исследовательским центром

18.05.2018

К. Токаев принял Генерального секретаря ЮНКТАД

18.05.2018

В Астане значительно снизилось количество неиспользуемых земель

18.05.2018

«Умную молочную ферму» запустили в Костанайской области

18.05.2018

Булат Бакауов: Реализация проектов «Рухани жаңғыру» - мощный стимул развития региона

18.05.2018

Современные тренды развития НПО обсудят сегодня эксперты в рамках АЭФ

18.05.2018

Асет Исекешев назвал на АЭФ приоритеты развития Астаны

17.05.2018

Нурсултан Назарбаев поблагодарил мировых экспертов за вклад в укрепление авторитета АЭФ

17.05.2018

В Минобороны РК определены основные направления подготовки войск в текущем году

17.05.2018

Новые развязки появятся на малом транспортном кольце Алматы

17.05.2018

Б.Сагинтаев представил участникам АЭФ Международный центр зеленых технологий и инвестпроектов

17.05.2018

Астане не грозит продовольственный дефицит

17.05.2018

Нурсултан Назарбаев встретился с экс-Президентом Франции Франсуа Олландом

17.05.2018

Глава государства встретился с Пан Ги Муном

ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ
КОЛУМНИСТЫ

Думан АНАШ, «Егемен Қазақстан»

Отходы или богатство?

  Несколько лет назад довелось пообщаться с проживающим в японском городе Сендай известным казахским ученым Нурбосыном Жанпеисовым при посещении им Алматы. Как выяснилось, профессор университета Тохоку, специалист в области суперкомпьютеров приехал на родину после долгого отсутствия. Как раз накануне в стране Восходящего солнца случилось разрушительное землетрясение, следом с океана пришло цунами, произошла авария на атомной электростанции Фукусима. Несмотря на испытания, выпавшие на долю островного государства, японский народ стойко перенес трудности, дружно и вполне успешно принялся устранять последствия аварии. Наш собеседник увлеченно рассказывал обо всем этом, а также о других японских ценностях, а мы с интересом слушали его.  

Дархан ОМИРБЕК, «Егемен Қазақстан»

Проблема женитьбы требует нового подхода

  В Казахстане сокращается количество браков, зато растет число разводов, повышается средний возраст вступления в брак. Так, согласно данным информационной системы «Регистрационный пункт ЗАГС», в 2013 году было зарегистрировано 167 411 и расторгнуто 51 305 браков.  

Айнаш ЕСАЛИ, «Егемен Қазақстан»

Все ли то хорошо, что рекламируют?

  Реклама - движущая сила производства и бизнеса. И это бесспорный факт.  

Сунгат АЛИПБАЙ, «Егемен Қазақстан»

Трудовая миграция

  Одним из крупнейших явлений, получивших широкое распространение в мире в последние семьдесят лет, является международная миграция. Если в 1960 годы в мире насчитывалось 3,2 млн мигрантов, то уже в 1995 году их численность достигла 35 млн. То есть всего за 35 лет показатель увеличился в 10 раз.  

Дархан КЫДЫРАЛИ , «Егемен Қазақстан»

Казахстанская модель «социального государства»

  Как известно, на совместном заседании Палат Парламента Глава государства Н.А.Назарбаев обнародовал пять инициатив, которые самым непосредственным образом повлияют на жизнь населения страны, усилят социальный потенциал государства. Предложенные Президентом шаги не только повысят благосостояние народа, но и позволяют конкретизировать казахстанскую модель концепции «социального государства».  

КОММЕНТАРИИ(0)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ