Директор школы и учительское сообщество

Сегодня довольно часто можно услышать разговоры, даже споры о статусе учителя. Можно сказать, что отношение к труду учителя, его оценка вышли в разряд общенародного вопроса. Уровень знаний и компетентности, человеческие качества конкретных, отдельно взятых педагогов также неизменно находятся в поле зрения общественности. И возможностей для анализа и оценки работы учителя предостаточно. Тем более что с учетом требований времени появляются новые формы контроля за деятельностью педагога.

Егемен Қазақстан
09.08.2017 57886

Сейчас началось внедрение электронной системы контроля. Понятно, что все пожелания и требования, предъявляемые к труду учителя, в конечном счете продиктованы заботой об учащихся, их будущем. Ведь именно педагог является первым наставником подрастающего поколения на его пути к знаниям, продолжая свою важную миссию и в последующем. И внимательное отношение к нему, уважение общества – тоже традиционная школа воспитания, но уже для самого учителя.

Первый человек, которого видит молодой учитель, едва переступивший порог школы, - директор этого учебного заведения. В настоящее время статус директора школы значительно выше, чем в прежнее советское время. В соответствии с законом о местном самоуправлении он принимает учителя на работу в школу, подписывает трудовой договор. А это значит, что учитель находится в зависимости от директора.

Государственную образовательную политику в Казахстане осуществляют тысячи общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, относящихся к областным, городским и районным акиматам, не говоря уже об общеобразовательных учебных заведениях республиканского уровня. Однако при этом ничего не слышно о том, каким образом изучаются, анализируются методы руководства, организационные способности, уровень знаний и компетентность их директоров. Похоже, закрытой темой, неафишируемой для других, являются такие личностные качества директора школы, как его характер, принципы и установки, духовное богатство, цели и пожелания. Но как же в таком случае узнать, что представляет он из себя как руководитель? В своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" Глава государства отметил: «Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства». Эти слова обращены ко всем, и в первую очередь, к руководителям средних учебных заведений, которые призваны закладывать фундамент будущего нашей страны.

Нынешний директор школы – это, можно сказать, вчерашний учитель или заместитель директора школы. Хорошо, если он, продвинувшись по службе и придя на руководящую должность, проявит достойные этой трудной и ответственной работы знания и компетентность, духовное богатство, а самое главное, гуманность и человечность. А если нет? В конце минувшего 2016-2017 учебного года по телеканалам прошел сюжет о том, как тринадцать отчаявшихся учителей обвинили директора школы во взяточничестве. Этот неприглядный факт, подобно ложке дегтя в бочке меда, бросает тень на честь и достоинство директоров школ. Кто даст гарантию, что подобное не повторится в новом учебном году? Такие негативные факты влияют на жизнь всей школы, затрагивая даже родителей учащихся. А каким будет в этом случае качество учебно-воспитательной работы? Из этого вытекает резонный вопрос: имеется ли система отбора и выдвижения директоров школ, а если есть, то какая?

В этой связи, думается, было бы нелишним обратиться к опыту Федеративной Республики Германии по подготовке руководящих кадров в системе образования. В 1996 году в составе большой группы руководителей центров педагогической работы нашей республики мы в течение двух недель находились в Баварии. Поездка была организована в соответствии с планом обмена опытом между тесно сотрудничавшими академией усовершенствования знаний и переподготовки учителей города Диллинген земли Бавария и казахстанским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования. Я вошла в состав группы в качестве главного редактора республиканского научно-педагогического журнала «Қазақстан мектебі». Увиденное и запомнившееся в этой поездке мы предложили вниманию читателей в материале «Бавария сабақтары» в газете «Егемен Қазақстан» (13.11.1996 г.).

С работой академии нас ознакомил ее директор с 21-летним стажем господин Людвиг Херинг. Академия, история которой насчитывает 25 лет, установила прочные взаимоотношения со всеми странами Евросоюза, Китаем, из государств постсоветского пространства – с Латвией, Литвой и Эстонией. В своей первой лекции он обстоятельно рассказал о пяти направлениях работы академии. Нас особенно заинтересовало первое из них – организация курсов руководящих кадров в соответствии с заказом министерства образования Баварии по подготовке кандидатур на должность директоров школ. Очень важным является то, что на таких курсах достигнуто сочетание, баланс профессиональных творческих поисков с требованиями времени.

Пожалуй, есть о чем нам задуматься…

 

Сайраш АБИШКЫЗЫ,

Почетный работник образования Казахстана
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

19.10.2018

Президент Казахстана встретился с председателем Европейской комиссии

19.10.2018

Нурсултан Назарбаев предложил Астанинскую площадку для диалога между странами

19.10.2018

Касым-Жомарт Токаев: «Мы жили не по средствам. Теперь нужно привыкать к новым реалиям»

19.10.2018

Определены перспективные направления сотрудничества Казахстана и Италии в военной сфере

19.10.2018

Н.Нигматулин: Комплексная поддержка молодежи – приоритетное направление госполитики

19.10.2018

Нурсултан Назарбаев провел встречи на полях Саммита в Брюсселе

19.10.2018

Арыстан Мухамедиулы: Послание Президента дает широкие возможности для развития Алматинской области

19.10.2018

Ярмарка Северо-Казахстанской области пройдет в Астане

19.10.2018

В «Егемен академия» выступит с лекцией Кайнар Олжай

19.10.2018

Рахат-Би Абдысагин: композитор из будущего

19.10.2018

Заболевания менингитом в Астане и в целом по стране – это единичные случаи

19.10.2018

В Туркестанской области отметили 90-летие Казыгуртского района

18.10.2018

Нурсултан Назарбаев обсудил с Э.Макроном вопросы казахстанско-французских отношений

18.10.2018

На саммите ЕС наметился возможный выход из «брекситного тупика»

18.10.2018

Назначен директор столичного филиала Союза писателей

18.10.2018

Казахстан в Совбезе ООН выступил за политическое урегулирование сирийского кризиса

18.10.2018

Нурсултан Назарбаев рассказал европейским бизнесменам о преимуществах ведения бизнеса в Казахстане

18.10.2018

Китай собирается запустить в космос искусственную луну

18.10.2018

Илья Теренченко назначен секретарем партии «Нұр Отан»

18.10.2018

Н.Нигматулин обсудил Послание Президента с молодежью Павлодарской области

ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ
КОЛУМНИСТЫ

Жылкыбай ЖАГЫПАРУЛЫ, «Егемен Қазақстан»

Машиностроение – потенциальная опора экономики

  В индустриальных странах одним из важнейших показателей экономики является уровень развития машиностроительной промышленности. Независимый Казахстан, стремясь к достижению амбициозных целей, прилагает большие усилия для развития машиностроения в процессе диверсификации своей экономики.  

Саин Борбасов , доктор политических наук

Сотрудничество с Евросоюзом как источник развития

  Укрепление международного авторитета Казахстана неразрывно связано с улучшением взаимоотношений с государствами, объединившимися в Евросоюз (ЕС). На этот внешнеполитический вектор ориентирована программа «Путь в Европу», инициированная Главой государства.  

Корганбек АМАНЖОЛ, «Егемен Қазақстан»

Казахскую элиту уничтожали намеренно

  В истории человечества, наверное, нечасто выпадали столь великие и в то же время жесточайшие столетия, подобные двадцатому веку. Выдающийся ученый-демограф Макаш Татимов неоднократно заявлял о том, что в тот трагический период истории ни один народ не понес такие огромные потери, как казахи. Причем снизилось не только количество населения, но и его качество. Особенно трагичными для интеллекта нации, духовной элиты казахов оказались гонения и расправы 1937-38 годов.  

Думан АНАШ, «Егемен Қазақстан»

Отходы или богатство?

  Несколько лет назад довелось пообщаться с проживающим в японском городе Сендай известным казахским ученым Нурбосыном Жанпеисовым при посещении им Алматы. Как выяснилось, профессор университета Тохоку, специалист в области суперкомпьютеров приехал на родину после долгого отсутствия. Как раз накануне в стране Восходящего солнца случилось разрушительное землетрясение, следом с океана пришло цунами, произошла авария на атомной электростанции Фукусима. Несмотря на испытания, выпавшие на долю островного государства, японский народ стойко перенес трудности, дружно и вполне успешно принялся устранять последствия аварии. Наш собеседник увлеченно рассказывал обо всем этом, а также о других японских ценностях, а мы с интересом слушали его.  

Дархан ОМИРБЕК, «Егемен Қазақстан»

Проблема женитьбы требует нового подхода

  В Казахстане сокращается количество браков, зато растет число разводов, повышается средний возраст вступления в брак. Так, согласно данным информационной системы «Регистрационный пункт ЗАГС», в 2013 году было зарегистрировано 167 411 и расторгнуто 51 305 браков.  

КОММЕНТАРИИ(0)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ