Фонд позволит бизнесу развивать капиталоемкие производства в машиностроении. Об этом сообщил председатель ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев в ходе пресс-конференции в Правительстве РК.
Машиностроение обеспечивает экономику страны средствами производства, содействует развитию всех остальных обрабатывающих производств, топливно-энергетического, транспортно-логистического, добывающего секторов экономики и сельского хозяйства. Отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, зерноуборочные комбайны, насосное оборудование, лифты.
C 2000 года объем производства машиностроения Казахстана увеличился в 24 раза, составив по итогам 2018 года 1,1 трлн тенге.
Как отметил М. Пшембаев, принятие Дорожной карты является важным событием для отечественного машиностроения, стратегическим видением развития отрасли на среднесрочную перспективу. Документ основан на трех китах.
Первое — принятие Закона «О промышленной политике», что будет способствовать проведению сбалансированной промышленной политики в целом по стране. Меры господдержки будут централизованы в одном законе.
Второе — создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Фонд позволит бизнесу развивать капиталоемкие производства в машиностроении, финансировать проекты обрабатывающего сектора промышленности, в том числе машиностроения.
Подобные фонды успешно на протяжении нескольких лет действуют в России, Белоруссии, странах ОЭСР, предоставляют займы по ставке 1,4% годовых на проекты лизинга и 1% на научно-технические разработки, увеличение производительности труда, инновационных продуктов. Эффективность деятельности Фонда будет обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности будет сконцентрирована в одних руках — при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Будет проводиться четкий мониторинг.
Третье — введение налоговых преференций для предприятий с целью модернизации существующих мощностей, а также дальнейшего наращивания экспортного потенциала отечественных предприятий.
Меры, прописанные в Дорожной карте развития машиностроения, будут стимулировать к тому, чтобы к 2024 г. общий объем производства был доведен как минимум до 2 трлн тг, производительность труда в расчете на одного работника с нынешних $12 тыс. была увеличена до $24 тыс., а экспорт машиностроительной продукции был увеличен до 30%.
«Дорожная карта принята для того, чтобы поднять конкурентоспособность предприятий обрабатывающего сектора промышленности. Мы готовы внести достойный вклад в развитие индустриализации Казахстана», — сказал председатель Союза машиностроителей РК.