13 Февраля, 2017

Хочу видеть интеллигенцию в театре

1186 раз показано

Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в свое время постоянно посещал театр. И если половина зрителей приходили на спектакли, то все остальные – для того, чтобы увидеть Гюго. Подобное явление получило широкое распространение и в казахской театральной культуре середины ХХ века.

Такие признанные мастера драматургии, как Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Габиден Мустафин, Абдильда Тажибаев, Сакен Жунисов, Альжаппар Абишев, занимали почетные места в театре на всех премьерах.

Вот только один пример. Весь период, начиная с того момента, как трагедия «Абай» прошла отбор и вплоть до самого ее выхода на большую сцену в постановке Аскара Токпанова в 1940 году, Мухтар Ауэзов принимал самое непосредственное участие в творческом процессе, вникая в каждую деталь и штрих. И это принесло свои плоды. «Абай» стал поистине выдающимся событием, главной темой новостей и оживленных дискуссий. Огромный интерес к нему проявили многочисленные зрители, устремившиеся в театр.

Позднее эту традицию продолжил известный театральный критик Аширбек Сыгай. Когда он в сопровождении своей супруги размашистой походкой входил в зрительный зал, волна оживления пробегала по театру. Посещение им театра уже само по себе имело большой воспитательный эффект.

И сегодня, бывая на премьерах в театрах Астаны и Алматы, не говоря уже о других городах нашей страны, я всякий раз с надеждой окидываю взором зрительный зал, пытаясь уловить отголоски былого аристократизма. Однако застать здесь представителей творческой интеллигенции удается редко. Даже если отправить им специальное приглашение, мало кто из них ощутит ту самую волну.

…Как-то на проходившем в нашей стране фестивале разговорились с одним уважаемым критиком. Случайность это или нет, но на фестивальной сцене ставились сплошь пьесы современных профессиональных драматургов. Меня удивило то, что, по всей видимости, наши драматурги, мастера пера не смотрели постановки своих коллег. Каждый из них приходил на спектакль, поставленный на основе его пьесы, а затем удалялся. Много таких писателей, равнодушных к остальным постановкам и авторам, как будто это никоим образом не касается их собственного творчества. Духовно-творческие связи между театром и интеллигенцией сошли почти на нет. Исключение составляют, пожалуй,  только те случаи, когда такой зритель приходит на постановку своего друга, хорошего знакомого, желая порадовать своим присутствием. В остальное же время он пассивен. К сожалению, именно бездушие главенствует в отношениях между театром, автором и зрителем.

«А ты знаешь, сколько в год появляется на свет драматургических произведений? Однако среди них мало ярких, несущих в себе новизну, - сказал мне тогда мой собеседник-критик. – И тогда со словами «драматургия не пишется» мы проливаем море слез. Причина – в зацикленности на собственной персоне. У нынешних писателей в значительной мере преобладает эго. Они не желают ни видеть, ни признавать достоинства других. Им ни до кого нет дела. Никакого желания просто прийти в театр, насладиться спектаклем, выяснить, что же интересует сегодняшнего зрителя, чем он живет. И откуда же после этого взяться злободневному, актуальному произведению? Поэтому невольно приходится обращаться к Шекспиру и Мольеру. Вот здесь и кроются причины нынешнего состояния драматургии». Что ж, вполне возможно!

Если бы я была занята в сфере, далекой от театра, возможно, привела бы целый перечень противоположных доводов. Но, поскольку мне довелось самой сталкиваться с такими обстоятельствами, я поняла обеспокоенность старшего товарища. Потому что для этого есть повод.

Я хочу видеть в театре интеллигенцию казахского общества. Пришедшую беспричинно, безо всякого приглашения и занявшую почетные места в зрительном зале, где можно было бы с ними встретиться. Желаю, чтобы не прерывалась традиция, заложенная некогда Виктором Гюго, а в недавнем прошлом великими Мухтаром Ауэзовым и Габитом Мусреповым. Это придало бы огромную притягательность творческой атмосфере театра. И зрители приходили бы не абы как, а духовно воспитывая, подтягивая себя, внутренне подготовленные. Тогда бы мы все не просто так ходили на спектакли, а способствовали созданию той особой творческой атмосферы, того таинства, без которых невозможно рождение будущих театральных легенд и преданий. «Театр – ключ к воспитанию», говорим мы, а значит, сообща, вместе с вами должны выстраивать это воспитание.

Как будет замечательно, если станут множиться ряды зрителей, которые с огромным удовольствием приходят в театр и выходят оттуда с преображенным внутренним миром, просветленными, неравнодушными.

Назерке ЖУМАБАЙ,
магистр искусствоведческих наук

Последние новости

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Зоопарку Шымкента – 41 год!

Регионы • 26 Июня, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Елбасы не поддержал идею установить ему памятник

Страна и Глава государства • 27 Мая, 2021

Похожие новости