Бизнес • 09 Февраля, 2017

Тендер не байга… Каждый чиновник обязан действовать в рамках закона

9374 раз показано

Если внимательно рассмотреть тенденции социально-экономического развития страны, то становится очевидным, что государственные закупки – это в определенном смысле проявление государственной политики. Ведь, на самом деле, все государственные программы и проекты реализуются через тендер. Доставка до аула питьевой воды и природного газа, строительство и ремонт дорог и коммуникационных сетей, строительство школ, больниц и жилья и другие разнообразные госзаказы, даже проведение агитационно-пропагандистской работы в сфере внутренней политики осуществляются посредством конкурсной системы.

В этой связи вызывает обеспокоенность  то, что конкурсы по проведению госзакупок стали одной из самых критикуемых тем. Горькой правдой является то, что именно здесь уже много лет мы не можем избавиться от негатива. Ежегодно принимаются различные поправки, призванные обеспечить открытость и прозрачность, справедливость и верховенство закона, однако поводов для беспокойства по-прежнему достаточно. Глава государства Нурсултан Назарбаев неоднократно указывал на имеющиеся недостатки в системе госзакупок, подвергая за это критике государственные органы.

Крупные суммы неосвоенных бюджетных средств, поразительная разница в стоимости строительных объектов, имеющих одинаковые объемы работ, безграмотность и коррупция в организации госзакупок, различные ухищрения при подготовке проектно-сметной документации, - все это в конечном счете порождает трудности в ходе реализации государственной политики. К сожалению, не уменьшается количество случаев, когда государственные закупки рассматриваются не в качестве важной стратегической задачи, а как «профессия», позволяющая извлекать наживу. Зарегистрировано множество фактов разбазаривания кропотливо собираемых государственных средств, приобретения необходимых товаров по завышенной в несколько раз цене. Есть и такие чиновники, для которых привычным делом стало использовать бюджетные деньги для незаконного обогащения.

Вопрос этот не ограничивается только коррупцией. Многочисленные недостатки имеют место уже в ходе подготовки документации, когда формируется задание учреждениями, выступающими организаторами государственных закупок. Проблемой становится даже просто грамотное оформление соответствующих документов, не говоря уже об аспекте качества строительных объектов. Из-за таких упущений на конкурсах по государственных закупкам государство проигрывает если не финансово, то по времени. На объявление конкурса, определение победителя уходит около месяца. А после выявления недоработок конкурс признается несостоявшимся, и его приходится проводить повторно. Это требует дополнительного времени. Как результат, работы, которые нужно было начинать весной, переносятся на лето, а если спор перерастает в судебный процесс, то все может затянуться и до поздней осени. Разве это не может не влиять на качество того же строительства?

В целях предотвращения таких непрекращающихся из года в год недостатков в 2015 году, как и в прошлом и нынешнем годах, в законодательство в сфере государственных закупок внесены многочисленные изменения, новые правила, усиливается контроль за их исполнением. Однако, похоже, от этой напасти не так-то легко избавиться.

Данный вопрос по-особенному актуален для Южно-Казахстанской области, имеющей высокую плотность населения. Она относится к числу регионов с наиболее низким среднедушевым доходом населения, сильно зависимых от выделяемых из республиканского бюджета трансфертов. Однако вследствие безграмотности, имеющей место в сфере государственных закупок, часто страдает дело.

Обратимся  к следующим фактам. В прошлом году Департаментом внутреннего государственного аудита по Южно-Казахстанской области Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов была проведения камеральная проверка соблюдения правил при осуществлении госзакупок на сумму 372 млрд. тенге. В результате выявлены нарушения на сумму более 84 млрд. тенге. Только в январе этого года выявлены недостатки про реализации 396 лотов на общую сумму 6,4 млрд. тенге. Весьма неприглядная картина. В то время как Правительство страны выделяет значительные средства на государственные программы, от которых зависит благосостояние народа, местная исполнительная власть не в состоянии освоить даже то, что ей дают.

- Главная цель – соблюдение требований, предъявляемых при проведении государственных закупок, - говорит руководитель Департамента внутреннего государственного аудита по Южно-Казахстанской области Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Батырбек Кошербай. – Есть государственные учреждения, которые совершают ошибки даже при объявлении государственных  закупок. Из-за нарушений предъявляемых требований в минувшем году немало конкурсов признаны несостоявшимися. В некоторых случаях дело доходило до суда. Это привело и к недостаточно качественному уровню освоения средств, выделенных из резерва Правительства, невыполнению множества проектов. Несмотря на нехватку средств в условиях мирового кризиса, Глава государства изыскал дополнительные средства для Правительства в связи с 25-летием Независимости Республики Казахстан и поручил направить их на благоустройство и приведение в надлежащий вид всех населенных пунктов страны. Конкурсы по государственным закупкам в этом направлении проводились до конца прошлого года. В ходе проверки освоения этих средств выявлено множество нарушений. Для того, чтобы подобное не повторялось впредь, в этом году организован специальный семинар для соответствующих работников всех районных, городских акиматов и управлений. На семинаре были даны разъяснения по внесенным в законодательство о государственных закупках изменениям и дополнениям, даны ответы на многочисленные вопросы.

Начиная с января текущего года согласно новым правилам о госзакупках значительно усилен контроль за организацией тендеров. Хорошие возможности для активизации этой работы дает внедрение камерального контроля. Данный метод позволяет осуществлять проверки на постоянной основе без посещения объекта государственного аудита. Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушения закона, предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, и снижение административной нагрузки на объекты государственного аудита. При неисполнении в установленный срок уведомления об устранении выявленных нарушений принимаются меры по приостановлению расходных операций по банковским счетам объектов государственного аудита, а также привлечению к административной ответственности должностных лиц.

Ранее проверки государственных закупок осуществлялись только после полного завершения конкурсов и подведения итогов. Теперь они проводятся в 4 этапа. Во время первого изучается правильность опубликованной на портале конкурсной документации. Всего за один прошедший с начала года месяц успели выявить недостатки в 374 лотах по 71 конкурсу. Следующая проверка позволяет заранее обсудить конкурсную документацию, провести разъяснительную работу среди участников конкурса, контролировать процесс переписки. Основное внимание уделяется соблюдению прав каждого потенциального поставщика продукции, а также принципа открытости и прозрачности при определении победителя тендера. Третий этап проверки направлен предотвращение возможных нарушений. Должна быть предоставлена возможность исправить недостатки, выявленные в документации, предоставленной потенциальным поставщиком продукции. Таким образом, поставлена цель повысить качество проведения тендеров за счет тщательного контроля каждого этапа конкурса по госзакупкам.

- На некоторых конкурсах протаскивают и объявляют победителем одного из потенциальных поставщиков продукции, незаконно отстраняя всех остальных. Это является грубым нарушением закона. После выявления ряда таких фактов аннулированы итоги конкурсов по госзакупкам. Конкурсы по государственным закупкам – это не байга, где предпочтение отдается только одному, а другие остаются ни с чем. В случае выявления нарушений в документах участников конкурса потенциальным поставщикам продукции должны быть предоставлены все возможности для их исправления. При этом не будет такого, что одни недостатки будут обсуждаться, а другие замалчиваться, - говорит руководитель департамента Батырбек Кошербай.

Из вышесказанного следует, что каждый чиновник, имеющий отношение к государственным закупкам, должен сполна осознавать свою ответственность  и действовать в рамках закона.

Галымжан ЕЛШИБАЙ,
«Егемен Қазақстан»

Южно-Казахстанская область 

Последние новости

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Зоопарку Шымкента – 41 год!

Регионы • 26 Июня, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Елбасы не поддержал идею установить ему памятник

Страна и Глава государства • 27 Мая, 2021

Похожие новости